ЗОЛОТОШВЕЙНАЯ мастерская

Светлый простор золотошвейной мастерской пронизан духом благодатного созидания. Сестры заняты рукоделием под негромкие слова молитвы: «Господи Иисусе Христе…» Неторопливо на ткань ложится стежок за стежком… Мастерицы трудятся, склонившись над вышивкой плащаницы Спасителя по оригинальному рисунку, сделанному специально для иверских вышивальщиц. В их работе очевидна культура цветовых решений, изящество изображений, динамичность композиции.

Золотошвейная
Белая свадебная накидка расшитая золотыми нитками

Монастырь раньше славился мастерством золотошвеек. Всему православному миру в 1876 году был известен дар самарцев болгарскому ополчению знамени, который сшили и вышили в мастерских Иверского монастыря.

Летопись сохранила для современников факт дарения наследнику Российского императора монастырского рукоделия. Вторая настоятельница обители игуменья Антонина в июле 1891 года во время встречи на железнодорожном вокзале Бузулука с будущим Государем Николаем вторым подарила ему Иверскую икону Божией Матери, вышитую золотом сестрами обители и полотенце с видом на монастырь.

Современники воочию могут увидеть и восхититься работой Иверских мастериц в экспонате Самарского епархиального церковно – исторического музея. Белая свадебная накидка, расшитая золотыми нитками, настоящий шедевр красоты, изящества и высокого мастерства вышла из стен монастыря, где сработана была с молитвой, терпением и старанием.

С благословения игумении Иоанны в монастыре стало возрождается мастерство самарских монахинь 19 века. Сестры освоили машинную и ручную вышивку. Одной из первых работ была митра для архиерея. Потом – митра для Святейшего Патриарха Алексия II, которую преподнесли ему во время посещения обители. Под руководством монахини Дометианы, приехавшей из Валаама, сестры приобрели навыки лицевого шитья и вышили плащаницы Спасителя и Успения Божией Матери. Молодая мастерица Елена по рекомендации игумении Иоанны прошла четырехгодичное обучение лицевому шитью в иконописной школе при Московской Духовной Академии.

Лицевое шитье – искусство сугубо церковное, подобное иконописи и фреске. Название свое берет от древнерусского слова «лик». Лик – изображение лица на иконах. В настоящее время сестры используют традиционные приемы, характерные для шитья XVI века. На первом этапе обшивают темным шелком нарисованные на ткани черты лика, затем древнерусским швом «в раскол» шьют вдоль них тени, а между тенями оставляют светлые места. На один квадратный миллиметр приходится, как и в древней вышивке, до шести стежков. Шелковые нити красят натуральными красителями. На плащанице одежды вышивают древним швом, а нимбы и надписи – золотыми нитями «в прикреп» разными швами.