АРХИМАНДРИТ ЕЛЕВФЕРИЙ (ДИДЕНКО)

Архимандрит Елевферий (Диденко)
Архимандрит Елевферий

Архимандрит Елевферий (в миру Евгений Анатольевич Диденко).

Родился 4 ноября 1940 го­ду в Батайске Ростовской обл.

Архимандрит Русской Православной Церкви.

Духовник Самарской Духовной семинарии.

Преставился о Господе 5 мая 2016 года в Самаре.

В 1972 году в группе священников вместе с иереем Георгием Глазуновым тайно извлек останки Феофана Затворника из закрытого Вышенского монастыря и перевез в Троице-­Сергиеву Лавру.

В 1973 году окончил Московскую Духовную академию и начал преподовать в Московских духовных школах Священное Писание и гомилетику. В студенческие годы иеромонах Елевферий написал курсовую работу «Духовная жизнь христианина по письмам Оптинского старца иеромонаха Макария (Иванова)». Известны и другие научные работы, написанные им впоследствии.

В 1974 году назначен помощником инспектора Московской Духовной академии и семинарии.

1974 — 1983 – старший помощник инспектора МДА и С.

С 1983 по 1985 год заведующий Церковно­археологическим кабинетом в сане архимандрита.

В 1989 году назначен наместником Киево-­Печерской Лавры.

13 сентября этого же года решением Священного Синода назначен инспектором возрождающей Киевской Духовной семинарии.

22 января 1992 года смещен с настоятельства митрополитом Филаретом (Денисенко) за отказ братии Киево­-Печерской Лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной церкви о даровании ей автокефалии.

К тому же, архимандрит Елевферий проявлял принципиальность по многим вопросам церковного домостроительства.

Архимандрит Елевферий после событий, потрясших Русскую Православную Церковь, оказался в Казахстане, служил настоятелем в Уральске.

В последнее десятилетие он клирик Самарской епархии, а потом настоятель храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Духовник Самарской Духовной семинарии.

6 сентября 2009 года на сайте Святой Успенской Киево­-Печерской Лавры появилась просьба сугубых молитв о болящем архимандрите Елевферии: «Господь посетил тяжелой болезнью архимандрита Елевферия (Диденко), исполнявшего послушание наместника Киево­-Печерской Лавры с 1989 года до 1992 года. Несмотря на это испытание, батюшка не падает духом, уповает на милосердие Божие и просит молитв, чтобы Господь укреплял его для дальнейшего служения на благо Матери Церкви».

На Светлой Пасхальной седмице 5 мая 2016 года в Самаре отец Елевферий отошел ко Господу.

6 мая гроб с его телом доставили в соборный храм Иверского женского монастыря. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) совершил заупокойную литию по новопреставленному архимандриту Елевферию, выразил соболезнования родным и близким почившего. За Богослужением молились преподаватели и воспитанники Самарской семинарии, духовные чада уважаемого и любимого батюшки, прихожане храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Архимандрит Елевферий (Диденко)
Архимандрит Елевферий — некрополь Иверского монастыря

Могила архимандрита Елевферия (Диденко)7 мая в соборном храме Самарского Иверского женского монастыря епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов) в сослужении епископа Жигулевского Фомы (Мосолова), викария Самарской епархиии, братии Киево-­Печерской, Почаевской Лавр, Иверской обители в священническом сане и многочисленного городского духовенства совершил Божественную литургию и чин погребения почившего архимандрита Елевферия на территории Иверской обители.

Архимандрит Алипий (Светличный) поделился своим впечатлением об архимандрите Елевферии (Журнал «Направо», № 1. 2014, С. 36­39): «В Киевской Духовной семинарии я прогуливал почти все занятия, но всегда ходил на уроки, которые проводил архимандрит Елевферий (Диденко), бывший настоятель Киево­-Печерской Лавры, хотя его занятия я и должен был «прогуливать», так как был благочинным Лавры. Надо было видеть, как он заносил на занятия Евангелие, какое глубочайшее благоговение при этом испытывал. Этого было достаточно. Помню, заметив, как один из учеников делает на полях Библии пометки карандашом, он лишился дара речи – ничего не сказал, а только расплакался. И, плакал несколько минут. А потом попросил: «Братия, то, что написал Господь – не поправляйте». И затем было молчание до самой перемены.

Это был прекрасный священник, удивительный человек, отец и печальник, наследовавший святоотеческие примеры. Я не мог не чувствовать его благоговения во время служб Богу, понимал его трепет, когда он читал Священное Писание. Его касание к Евангелию – были для меня уроком».

Вечная память архимандриту Елевферию!

Из беседы с архимандритом Елевферием

Как часто необходимо советоваться с духовником и какова его ответственность за души человеческие?

— Духовному чаду не обязательно знать о той ответственности, которую несет духовник. Это, конечно, на его совести, но Господь непременно спросит духовника, священнослужителя, когда он предстанет пред Ним: «Отче, а где твои духовные чада?» Он же должен сказать: «Вот я и чада, которых Ты мне дал». В этих словах уже достаточно сказано о той ответственности, которую несет духовник за души человеческие. Он должен привести их ко спасению. Но напоминаю вам, что этот путь очень и очень тернистый. Идти этим путем трудно, потому что слово Божие учит, что этот путь тернистый, узкий, и мало кто находит его, а большинство идет широким путем. Поэтому, если духовник ведет вас узким, тернистым, скорбным путем, значит – он настоящий духовник, и мы можем иметь гарантии, что попадем вместе с ним в Царство Небесное. А ведущий широким, пространным путем, много позволяющий, как очень часто бывает: «Батюшка, благословите поехать туда­то». – «Бог благословит». «Батюшка, можно то, можно это сделать?» – «Бог благословит» – это все профанация духовной жизни.

Хочется пожелать вам усердно молиться Господу, чтобы Господь послал истинного праведного духовника, духовного руководителя, который поддержит, будет счищать грязь с души человека, давать ему горькое питие, как врач дает лекарство для исцеления больного, чтобы человек начал испытывать радость своей духовной жизни. Руководством для выбора такого духовника пусть служит нам лествица духовных добродетелей, изложенных Самим Господом в Евангелии, а самая первая заповедь – «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».