Иконописная мастерская

В период коренного переустройства России в половине XIX века в обществе возникло духовное беспокойство, которое привело к духовной жажде от различных мистических соблазнов. Видный деятель Русской Церкви святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский принимал многие меры к утверждению истинного православия, известны его слова: «Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразных мнений извлечь твердую истину».

Иконописная
Икона Николая Чудотворца

После жестких лет секуляризации начинают возрождаться и открываться новые монастыри, центры православной культуры и духовного просвещения, среди них много женских обителей. В тот же период явной становиться острая необходимость в иконах. Иконописные мастерские, которые раньше были только в мужских монастырях, начинают открываться и в женских.

«Икона – это окно в мир невидимого, в другую реальность, это власть души над телом» — сказал об иконе Павел Флоренский.

По сохранившимся дореволюционным образцам, изготовленными монахинями Иверского монастыря, бережно сохраненными их родственниками и духовными сестрами, настоящими реликвиями, пришедшими в современный монастырь из другой эпохи, можно предположить, что в обители монахини- иконописицы в основном трудились над образом Богоматери.

Это было реальной данностью, исторической основой бытия и открытия самой обители. В памятный осенний день праздника Воздвиженья Креста Господня 1850 года Преосвященный Феодотий после Крестного Хода, установленного в благодарность от избавления города от холеры, благословил Иерусалимской иконой Богоматери место, отведенное под будущую обитель и ее насельниц. Заметим, что на первой же службе в обители от Иерусалимской иконы был явлен дар чудотворения – исцеление девочки. В истории обители подтверждаются факты принесения Иерусалимской иконы в дома горожан после Литургии в обительском храме по их многочисленным просьбам. Богородица через Свою икону была Покровом от бед, Заступницей и Помощницей в скорбях и печалях не только насельниц обители, но всех жителей Самары.

Иконописная
Покрытие иконы олифой

В тот же исторический период Отечества среди обеспеченных людей православной веры возникла традиция делать вклады в монастыри – семейные реликвии отдавать на надежное хранение. Самым распространенным вкладом были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами. Иногда на них делали надпись: «А не отдати никому», прямо указывая на то, что икона должна быть в монастыре. Примером такого вклада стала «Иверская» икона Богоматери – семейная икона Марихиных, преподнесенная владелицей при открытии обители в Самаре с условием назвать ее Иверской. С тех пор Иверская икона стала надежной Вратарницей женской обители, а на молитвенное поклонение перед главными святынями монастыря продолжается паломничество, начатое почти два века назад.

Богато украшенный оклад Иверской иконы стал видимо примером и образцом в работе для сестер обители, когда они трудились над подарком наследнику царского престола. Достоверных и подробных сведений о написании икон в Иверском монастыре нет, но по наличию в нем мастерских и некоторых записей в архивных документах можно предположить, что в живописной мастерской писали так называемые «личиковые» иконы – на иконе изображали лик и ручки Спасителя, Богородицы или Святого. В чеканной мастерской довершали образ – нимб, омофор и детали одежд покрывали тонким слоем меди или фольги. Такой способ был экономичен и требовал меньше времени на изготовление иконы, он получил распространение во второй половине 19 века, когда повысился спрос на иконы у населения. Дорогие иконы могли приобрести только обеспеченные люди. Икона в недорогой, но в блестящей фольге, украшенная веточками вербы к Пасхе, веточками березы и цветами к Троице выглядела нарядной и праздничной, украшала дома многих обывателей. Такую икону принесла недавно в монастырь пожилая женщина. Она протянула сверток, бережно обернутый газетой, и сказала: «Возвращаю написанную в ваших стенах икону».

Более столетия минуло с той поры, когда икона вышла из монастыря, пережила вместе с народом революционный переворот и годы гонений на веру. Много было произнесено перед ней горячих молитв. Она потемнела от увиденного горя и переживаний, от времени. Под умелыми руками монастырского реставратора через несколько месяцев она словно воскресла, засияла золотым Божественным светом Тихвинская икона. «Заступница усердная! Владычица Небесная! Невеста Неневестная! Подай в бедах терпение, в болезнях исцеление». Богородичная икона снова в храме обители и вновь перед ней молятся православные уже XXI века.

В современном Самарском Иверском монастыре три иконописных мастерских, в них пишут и реставрируют иконы. Монахини-иконописицы работают в разных направлениях в соответствии полученного образования. Они пишут иконы в каноническом, академическом-живописном, московском стиле, в стиле школы иконописи Марии Николаевны Соколовой (монахиней Иулианией) при Троице-Сергиевой Лавре. Направление в ней определяют работы иконописцев XIV и XVI века, иконопись Феофана Грека и Андрея Рублева.

Иконописная
Икона святой Троицы

Икона – молчаливая проповедь. Иконописец посредством линий и красок передает через икону Божественный мир. Написание икон особый труд, он требует тишины, молитвы и благовейного состояния, сосредоточения. Не смотря на разности стилей, художницы работают в рамках иконографического канона, используют те же краски и материалы, технологии, которые традиционно используют русские иконописцы со времен Андрея Рублева.

Прежде всего, молитва и покаяние, знакомство и подробное изучение материала, просмотр имеющихся образцов. Если предстоит писать икону святого, то чтение его жития. На подготовительном этапе очень тщательно подбирается материал для иконы. В иконописных мастерских Иверского монастыря предпочитают для будущих икон доски из липы. Доска должна сушиться не менее трех лет. На доску наклеивается мешковина – поволока. На ней делают грунтовку из клея и мела – левкас. На бумаге рисуется эскиз и переводится с помощью иглы на доску, делается прорись святого образа. Раскрашивают икону красками, приготовленными в мастерской на основе яичного белка.

Иконы, написанные мастерских монастыря можно увидеть в иконостасах обительских храмов – Никольском и часовне – храме Царских страстотерпцев, в храме Святого Духа на скиту.

В дни Великого поста обстановка в иконописных мастерских отличается от обычной – там появляются дополнительные столы, время от времени туда приходят добровольные помощницы. Сестры, которые имеют навыки рисования, помогают художницам расписывать пасхальные яйца. Яркие краски – вестники весны и будущего праздника праздников – Пасхи Христовой появляются в эти строгие молчаливые дни. На сердце становится теплее. Скоро праздник.