ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МОНАСТЫРЕ

Перед тем, как идти в храм Божий, следует подготовить себя к встрече с Богом – помолиться: «Господи, благослови войти в дом Твой». Также, перед походом в храм полезно обратиться к Богу мыслями, настроится душевно перед Всевидящим Его Оком. Приведите в порядок и внешний вид – в храме следует выглядеть скромно, опрятно, не вызывающе.

Для лиц обоего пола недопустима в храме открытая пляжная и спортивная одежда. Мужчине полагается быть без головного убора, женщине – в платье или юбке ниже колен, с покрытой головой, без косметики.

Деньги на свечи, церковные сборы и милостыни лучше всего приготовить заранее: чтобы не считать и не менять их при покупке свечей, так как это создает суету, мешающую богослужению и отвлекающую прихожан от молитвы. В храм надо стараться приходить заранее, чтобы успеть до начала службы поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам.

Войдя в храм, сотовый телефон необходимо отключить. Мы приходим в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома.

Стояние в храме

Правила поведения в монастыре
В Иверском храме

Войдя в церковь, с молитвой сотворите три поясных поклона:

«Создавый мя, Господи, помилуй».

«Боже, милостив буди мне грешному».

«Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Сесть и отдохнуть разрешается только в случаях нездоровья. Если вы опоздали и пришли в храм во время чтения Шестопсалмия, Апостола, Евангелия, во время пения Херувимской песни и Евхаристического канона на Литургии, постойте у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы. В это время нельзя ходить по храму, передавать и ставить свечи, не следует отвлекать молящихся.

К церковной свече относитесь как к символу нашего молитвенного горения пред Господом, Богородицей, святыми угодниками. Свечи зажигают одну от другой, горящей. От лампады свечи не зажигают. Если служительница угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого прихожанина, не возмущайтесь: ваша жертва уже принята Господом.

Разговоры в храме недопустимы. В случае возникшей проблемы или вопроса – обратитесь за их разрешением к церковнослужителям. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме, будет полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов.

Если приходите с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их. К Причастию и елеопомазанию проходят вначале монашествующие, затем дети, мужчины и после – женщины.

Не следует без крайней необходимости уходить из храма до конца богослужения. Нельзя покидать храм во время Евхаристического канона, а также при чтении Шестопсалмия, Апостола, Евангелия. Если такое случится, следует покаяться в проступке на исповеди.

О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон

При прикладывании к Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует класть два поклона перед целованием и один после, поклоны совершать земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли (помните, что в воскресные и праздничные дни, а так же на Светлой седмице земные поклоны не совершаются). Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать Его ножку (при поясном изображении – ручку); у Божией Матери и святых – ручку; у иконы Нерукотворного образа Спасителя и у иконы Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – косу власов. Допускается целовать край одежды у изображенного на иконе, а также рамочку самого образа. Не следует целовать иконы в лик. Недопустимо прикладываться к иконам женщинам с накрашенными губами. На иконе может быть изображено несколько священных лиц, однако при многочисленном стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

О крестном знамении и поклонах

Для крестного знамения мы складываем вместе три первых пальца правой руки – они выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца (безымянный и мизинец), пригнутые к ладони, означают, две природы Сына Божия – Божескую и человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

Креститься без поклонов следует:

  • На Шестопсалмии: при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте, когда священник призносит: «Христос, истинный Бог наш…»
  • В начале и конце чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует::

  • При входе в храм и при выходе из него – три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения: «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласах священнослужителя, воздающего славу Святой Троице. На великой вечерне и утрене это возглас: «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…» На Божественной литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…»
  • В начале проповеди, при словах священника: «Во Имя Отца, Сына и Святаго Духа».
  • Во время Евхаристического канона, при возгласах: «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…»
  • При словах «Честнейшую Херувим…»
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения: «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»… при троекратном пении или чтении «Господи помилуй».
  • При окончании пения или чтения каждого молитво­словия или молитвы.
  • На праздничной литии при пении «Господи помилуй».

Креститься с земным поклоном следует:

  • На Литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…»
  • По окончании пения «Тебе поем…»
  • После «Достойно есть…»
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
  • При возгласе «Святая святым».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите».

Креститься с земным поклоном в Великий пост следует:

  • При входе в храм и при выходе из него – три раза.
  • На великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» – на каждом стихе;
  • На вечерне в седмичный день при пении «Богородице Дево, радуйся…» и последующих тропарей: «Крестителю Христов, всех нас помяни» и «Молите за ны святии апостоли и святии вси».
  • При чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…»
  • Во время чтения изобразительных часов при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • На утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем…»

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…»
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники.

Преклонение головы:

  • При словах: «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы.

Помните! Главное в храме – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все наши прошения.