ИВЕРСКИЙ ХРАМ

Главной святыней монастыря является Иверский храм. За столетие внешний вид и устройство храма был несколько раз изменены: из маленькой Казанской часовня он был перестроена в деревянный храм, и после получил уже каменные величественные стены. Нынешний храм является украшением Иверской обители.

Иверский храм
Иверский храм — главная святыня монастыря

Прежняя деревянная Иверская церковь имела скромный вид. Освящение ее состоялось 4 апреля 1855 года Преосвященным Евсевием. Обшитая тесом и окрашенная масляной краской в коричневый цвет, она была продолговатой формы. Вход с нижней паперти вел по обеим сторонам лестницы на верхнюю площадку несколькими ступенями. На верхней площадке был вход в узкий коридор, где располагались две кельи. В одной из них находилась сестра, охраняющая храм, в другой происходило непрерывное чтение Псалтири. Через келью, где читалась Псалтирь, был вход на хоры и устроено помещение для настоятельницы. Потолок храма поддерживался четырехгранными колоннами. Две из них, стоящие ближе к амвону, были расписаны святыми изображениями. Церковь освещалась тринадцатью окнами, но так как с двух сторон она была заслонена горами, в ней чувствовался недостаток света. Иконостас в два яруса столярной работы, с вызолоченной резьбой по белому фону был устроен самарским купцом Василием Андреевичем Головачевым. С левой стороны царских врат помещалась Иверская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась особенно чтимая Иерусалимская икона Божией Матери.

Около 30-ти лет простояла Иверская церковь. В 1881 году Епископ Серафим (Протопопов) указал место для строительства нового церковного здания на двадцатиметровой горе, которая возвышалась почти вертикально за дорогой против алтаря Иверского деревянного храма и опускалась к дороге крутым обрывом. Владыка предложил вместе с храмом устроить и корпус для настоятельницы, который бы соединялся с храмом просторным и светлым коридором. Храм по мысли архипастыря предполагалось выстроить настолько обширным, чтобы он мог вмещать в себя всех богомольцев в великие и торжественные зимние церковные праздники.

Ранней весной 1882 года приступили к работам. На нужное пространство срыли гору, образовав ровную площадку в виде буквы П. Земляные стены для предохранения от атмосферных влияний, от которых они могли бы рассыпаться, обложили каменной оградой значительной высоты.

Епископ Серафим принимал непосредственное участие во всех главных событиях при постройке храма, при составлении плана и проектировании фасада вместе с губернским архитектором П. А. Иностранцевым, вникал во все строительные детали, сам совершал Богослужения при закладке храма, при поднятии крестов, сам же освящал оба престола.

Иверский храм до революции

Иверский храм
Иверская церков в 19 веке

Новый храм имел вид параллелепипеда, вытянутого с запада на восток, и был двухстолпным. Здание завершалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и венчалось небольшой главкой. Кресты сделали из железного стержня, обложили красной листовой медью и вызолотили. Высота храма с главкой и крестом составляла 30 метров. С западной стороны во всю длину фасада была сделана терраса из белого известняка. Внешний вид храма был достаточно скромным: плоскости фасада не имели выступающих частей, были разделены вертикальными пилястрами, плоскости стен по центру венчались треугольными фронтонами. Прекрасной была внутренняя отделка. Три иконостаса из дубового дерева с резьбой в стиле рококо и позолотой сделал симбирский мастер П. Н. Сибиряков. Иконы на все иконостасы писались в селе Палех Владимирской губернии живописцем Н. М. Сафроновым, который был уже известен своими работами для Сретенской церкви. Полы в алтарях и на солее были настелены паркетные. Освящение нового каменного храма состоялось 5 июня 1888 года. Его посвятили Иверской иконе, а придел устроили в честь Архистратига Михаила и освятили 29 июня того же года.

После закрытия монастыря, 1919 году, Иверский храм отдали под клуб завода «Металлист». Позже здесь разместились мастерские «Самараоблобувьбыта». Долгие годы простоял красавец-храм в непотребном состоянии.

В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола.

Иверский храм
Восстановление собора

Восстановление собора стало продвигаться быстрее, когда в 2000 году Правительство Самарской области приняло план комплексного возрождения Иверского монастыря. Согласно этому плану целевым назначением выделялись средства на восстановительные работы, за которыми с отеческой заботой всегда следил глава Самарской епархии Высокопреосвященнейший Сергий (Полеткин).

К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора.

26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в сослужении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году.

Летом 2010 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия московские мастера монументалисты приступили к росписи храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Поскольку этот собор посвящен Царице Небесной, центральное место в росписи занимают Богородичные сюжеты.

Придерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались творчески ее продолжать и развивать традицию. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художественный руководитель иконописной мастерской. – Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства ХV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».

Работы по созданию настенных росписей продолжались два года и были завершены в 2012 году к празднику Благовещения. Фрески, сделанные художниками, глубоко одухотворенные, выполнены в прекрасной цветовой гамме, имеют ясную и выверенную композицию. В куполе – изображение Христа Вседержителя. Высокий барабан храма расписан в четыре яруса. В верхнем регистре изображены архангелы как предстоящие Христу окрест Его славы. Ниже – праотцы и пророки. И в последнем, завершающем регистре – Господь Иисус Христос, предлагающий апостолам Святую Евхаристию.

Иверский храм
Центральный алтарь храма

Главный, центральный, алтарь храма посвящен Иверской иконе Пресвятой Богородицы. Восточная стена алтаря украшена композицией «Литургия святых отцов» – ростовыми изображениями великих святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Над горним местом, в конце алтарной апсиды, – традиционное изображение Богородицы – Оранты. Над Престолом размещена композиция «Се Агнец Божий». Верхний регистр южной и северной стен посвящен страстному циклу. Под потолочным сводом находятся росписи «Моление о чаше Господа нашего Иисуса Христа» и «Распятие Господа нашего Иисуса Христа», «Омовение ног» и «Тайная вечеря». Под ними нижним ярусом продолжена тема Литургии святых отцов изображением Святителей Климента, папы Римского, Григория Нисского, Иоанна Милостивого и других. Арка над царскими вратами содержит изображения первосвятителей Московских.

Иверский храм
Росписи Иверского храма

Правый придел храма посвящен святому Архангелу Михаилу, здесь в росписи преобладают изображения ангельских чинов. На восточной стене над иконостасом изображена Святая Троица в окружении благоговейных ангелов.

Структурными и содержательными центрами росписи являются две большие композиции в трапезной части храма: на южной стене изображено Рождество Христово и на северной стене – Успение Богоматери. Здесь же размещены ростовые изображения святителей Илариона Троицкого, Серафима Чичагова, Патриарха Московского Тихона и др., а также святых жен Марии Магдалины, Людмилы, великомученицы Фотины, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и др.

Столбы Иверского храма расписаны ростовыми фигурами мучеников, благоверных князей, преподобных столпников Симеона и Даниила и других святых.

Основная часть западной стены расписана сюжетами, связанными с историей Иверской иконы Божией Матери: ее поругание воинами иконоборцами, чудесное избавление и путешествие по морю, обретение святого образа афонскими монахами.

Мир горний рядом, он здесь, надо сделать лишь шаг. Пришедший в храм человек не просто разглядывает те или иные изображения, но сам становится соучастником событий Священной Истории.

Росписи Иверского храма

Иверский храм
Настенные фрески

Мир горний рядом, он здесь, надо сделать лишь шаг. Пришедший в храм человек не просто разглядывает те или иные изображения, но сам становится соучастником событий Священной Истории. Изображенные на стенах и сводах храма святые воспринимаются как находящиеся здесь, вместе с молящимся. Летом 2010 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия московские мастера­монументалисты приступили к росписи храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Поскольку этот собор посвящен Царице Небесной, центральное место в росписи занимают Богородичные сюжеты.

Роспись Иверского храма решено было делать по сухой штукатурке. Традиционная, классическая фреска (от итальянского fresco – свежий, сырой) – это роспись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Краска, высыхая, впитывается в штукатурный слой, и долговечность такой фрески, конечно, неизмеримо выше. К сожалению, современные строительные технологии несовместимы со старыми способами нанесения краски. Сохранившиеся стены храма сделаны из кирпича, а колонны и примыкающие к ним своды были возведены из армированного монолитного бетона, поэтому в данном случае роспись по сырому оказалась технически неосуществима. Однако у художников Новоспасского монастыря уже имелся опыт по реставрации самых разных храмов, был выработан свой стиль, появились свои технологические приемы, свои секреты.

Придерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались не просто эксплуатировать традицию, но творчески ее продолжать и развивать. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художе­ственный руководитель иконописной мастерской. – Ведь иконописание, по большому счету, призвание, а не профессия. Это, по словам известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства ХV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».

Работы по созданию настенных росписей продолжались два года и были завершены в 2012 году к празднику Благовещения. Фрески, сделанные художниками, глубоко одухо­творенные, выполнены в прекрасной цветовой гамме, имеют ясную и выверенную композицию. В куполе – изображение Христа­Вседержителя. Высокий барабан храма, символизирующий духовное небо, расписан в четыре яруса. В верхнем регистре изображены архангелы как предстоящие Христу окрест Его славы. Ниже – праотцы и пророки. И в последнем, завершающем регистре – Господь Иисус Христос, предлагающий апостолам Святую Евхаристию.

Иверский храм
Фрески купола храма

Главный, центральный, алтарь храма посвящен Иверской иконе Пресвятой Богородицы. Восточная стена алтаря украшена композицией «Литургия святых отцов» – ростовыми изображениями великих святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иакова, брата Господня, Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита. Над горним местом, в конхе алтарной апсиды, – традиционное изображение Богородицы Оранты. Над Престолом размещена композиция «Се Агнец Божий» в окружении святых архангелов, херувимов и серафимов. Верхний регистр южной и северной стен посвящен страстному циклу. Под потолочным сводом находятся росписи «Моление о чаше Господа нашего Иисуса Христа» и «Распятие Господа нашего Иисуса Христа», «Умовение ног» и «Тайная вечеря». Под ними нижним ярусом продолжена тема Литургии святых отцов изображением Святителей Климента, папы Римского, Григория Нисского, Иоанна Милостивого и других. Арка над царскими вратами содержит изображения первосвятителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Макария, Ермогена, Иннокентия и Филарета.

Правый придел храма посвящен святому Архангелу Михаилу, поэтому здесь в росписи преобладают изображения ан­гельских чинов. На восточной стене над иконостасом изображе­на Святая Троица в окружении благоговейных ангелов. Структурными и содержательными центрами росписи являются две большие композиции в трапезной части храма: на южной стене изображено Рождество Христово и на северной стене – Успение Богоматери. Здесь же размещены ростовые изображения святителей Илариона Троицкого, Серафима Чичагова, Патриарха Московского Тихона, Владимира Киевского, Вениамина Петроградского, Петра Крутицкого, Луки Крымского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Фаддея, архиепископа Тверского, а также святых жен Марии Магдалины, Людмилы, великомученицы Фотины, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Марии Египетской, равно­апостольных Феклы и княгини Ольги, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской.

Столбы Иверского храма расписаны ростовыми фигурами мучеников, среди них – образы святых великомучеников Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, мучеников Трифона, Космы и Дамиана, Андрея Стратилата, благо­верных князей Александра Невского, Бориса и Глеба, равноапостольных царя Константина и царицы Елены, равноапостольного князя Владимира, преподобных столпников Симеона и Даниила и других святых. Основная часть западной стены расписана сюжетами, связанными с историей Иверской иконы Божией Матери: ее поругание воинами­иконоборцами, чудесное избавление и путешествие по морю, обретение святого образа афонскими монахами.

Роспись на хорах отображает многочисленные явления Царицы Небесной святым угодникам Божиим: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Афанасию Афонскому, Кириллу Белоезерскому, великомученице Екатерине. В центральной части находится композиция «Хвалите Господа с небес», иллюстрирующая 148­й псалом. В притворе храма изображены картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.