Игумении Иверского женского монастыря: с момента основания до сегодняшних дней

История Самарского Иверского женского монастыря тесно связана с историей города и с историей всей России, она ясно делится на три периода: время роста и расцвета сменилось временем гонений и разорения, время разрушения и забвения сменилось временем возрождения.

Земная Церковь живет молитвами Небесной. Через семьдесят лет после того, как во время октябрьской революции 1917 года была разорена Иверская обитель, молитвами отошедших уже в мир иной иверских сестер наметилась прерванная преемственность: с 1991 года Иверский монастырь начал возрождаться.

В данном разделе сайта монастыря можно совершить небольшой исторический экскурс, познакомившись со всеми игумениями Иверской обители и их трудами на ниве духовной.

Игумения Маргарита

Датой основания обители принято считать 1850 год, когда была построена часовня, в которой совершались всенощные бдения. Со временем вокруг часовни были построены восемь келий, в которых поселились те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу. Из этих первых насельниц в 1852 году образовалась небольшая община, для окормления которой был назначен священник. Настоятельницей её стала благочестивая девица Мария Янова. Этот выбор был весьма удачным, так как впоследствии она проявила себя как энергичный и талантливый организатор. Благодаря её трудам пошёл интенсивный процесс обустройства общины.

Уже через три года был построен и освящён первый храм будущего монастыря, а вскоре в его нижнем этаже открыл свои двери для прихожан другой, освящённый в честь Иерусалимской Божией Матери. Это произошло в июле 1857 года. Однако это было только началом обширных строительных работ. Уже через год заботами попечительного совета епархиального начальства и самой настоятельницы общины был заложен большой каменный храм во имя Сретения Господня. Разумеется, такое усердие со стороны лиц, посвятивших себя этому благочестивому делу, и столь интенсивные темпы общинного обустройства не могли не вызвать самую положительную реакцию руководства Священного Синода. Следствием этого стало преобразование в 1860 году женской общины в монастырь, который получил название Иверский женский монастырь. Самара, таким образом, получила столь необходимый ей оплот духовности и религиозного просвещения.

6 июля 1860 года Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода о возведении Иверской женской общины в степень монастыря. 13 августа совершился первый монашеский постриг: иеромонах крестовой церкви архиерейского дома Макарий в постриге нарек настоятельницу обители Марию Янову Маргаритой. Из сохранившихся документов явствует, что в 1860 году Иверский женский монастырь в Самаре населяли двадцать монахинь и сто девяносто послушниц. Для только что открытой обители это весьма немало. Известно, что очень многие монастыри при своём основании насчитывали гораздо меньшее число насельников.

С первых дней своего существования Иверский монастырь должен был самостоятельно обеспечивать своё существование: он относился к категории общежительных нештатных монастырей и не получал никаких субсидий на своё содержание. Часть необходимых средств поступала от добровольных жертвователей и в виде оплаты различных религиозных отправлений, таких, например, как долговременные поминания усопших, чтение Псалтири в частных домах и прочее. Но основным доходом сестёр стали средства, заработанные ими в многочисленных мастерских, открытых при монастыре. Известно, что здесь писали иконы и чеканили для них ризы, шили церковные облачения и украшали их искусным золотым шитьём, ткали ковры и шили нарядную одежду для жительниц города. Даже такие сугубо мужские ремёсла, как сапожное и переплётное дело, оказались под силу женским рукам. Именно благодаря трудолюбию своих насельниц и щедрости жертвователей Иверский монастырь жил и развивался.

В июле 1874 года 67-летняя игумения Маргарита, прослужив четверть века начальницей обители, ушла на покой по состоянию здоровья. За время своего служения она очень много сделала для становления и развития монастыря в Самаре. Ее молитвами, непрестанными хлопотами и подвигами небольшое общество келейных девиц и вдовиц образовалось в узаконенную монастырскую общину.

Игумения Антонина

Второй настоятельницей самарского Иверского монастыря стала сорокатрехлетняя казначея монахиня Антонина (в миру – Анастасия Ивановна Розалиева). На Рождество Пресвятой Богородицы в 1874 году она была возведена в сан игумении Преосвященным Герасимом (Добросердовым). В прежние времена она исполняла обязанности монастырского казначея. Как и предшественница, матушка Антонина внесла неоценимый вклад в организацию жизни обители. Вследствие приложенных ей усилий в 1882 году началось возведение каменного тёплого храма во имя Иверской иконы Божией Матери. Через шесть лет храм был торжественно освящён, в нём начали совершаться регулярные богослужения.

Но одним из главных новшеств, инициатором которого была игуменья Антонина, явилась постройка просторной двухэтажной больницы при обители. Этот проект удалось реализовать благодаря щедрым пожертвованиям самарской купчихи П. Шихобаловой, перечислившей в Иверский монастырь все необходимые средства. Через два года, в 1889 году, также трудами настоятельницы в обители открылась церковно-приходская школа, в которой постоянно обучались около ста девочек из семей мещан и крестьян, а при ней был создан приют для девочек-сирот.

К 1890 году Иверский монастырь постепенно обретал вид отдельного городка и представлял собой мирный уголок, благолепный и благоустроенный. В его стенах вместе с перечисленными храмами было десять жилых корпусов (деревянных на каменном фундаменте и один каменный), четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня – все деревянные, каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря находился колодец, воду из которого позволяли брать жителям Самары, особенно весной и осенью, когда волжская вода становилась непригодной для употребления. Территория внутри ограды был хорошо распланирована, проведены, где нужно, новые удобные дорожки для пешеходов и дороги для экипажей, устроены газоны и живые изгороди, посажены аллеи. Работа по внутреннему благоустройству монастыря продолжалась и после постройки Иверского каменного храма, до неузнаваемости изменившего срединное пространство монастыря.

«Самарские епархиальные ведомости» за 1880 год сохранили такое описание: «Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега, составляет великое украшение местности города. Главы большого храма, стоящего на гребне берега, первые бросаются в глаза путнику, плывущему сверху по Волге; с верхней площади монастыря открывается восхитительный вид на Волгу…» Панорама женской обители напоминала традиционные силуэты древнерусских монастырей.

Одним из самых памятных событий для матушки настоятельницы стало участие во встрече Великого Князя Николая Александровича в июле 1891 года во время его остановки на железнодорожном вокзале в Бузулуке, когда она преподнесла будущему Императору монастырское рукоделие – шитую золотом икону Иверской Божией Матери и полотенце с вышивкой вида Иверского монастыря. Матушка считала эту встречу и исполненную теплоты и участия беседу с Наследником Престола счастливейшим моментом своей жизни.

При игумении Антонине сестры Иверского монастыря приняли участие в создании Самарского знамени для болгарского ополчения, под которым в жестоких боях за независимость болгарский народ обрел свою государственность. В 1876 году болгары, находившиеся под турецким игом 500 лет, восстали. В своем воззвании повстанцы писали: «Братья! Народ, который борется и проливает кровь за свободу и независимость, рано или поздно восторжествует. Без жертв свободы не будет! Веками подавляемые варварским игом, как много раз в прошлом, мы восстали в минувшем году… но среди наших неописуемых тягот и страданий была надежда, нас укреплявшая. Эта ни на минуту не оставлявшая нас надежда была православной и великой Россией… Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь, чтобы совершить наконец и для нас то, что ими сделано по освобождению греков, румын и сербов». Россия выступила в поддержку братьев-славян – началась русско-турецкая война.

Сбор пожертвований в пользу южных славян принял в России всенародный характер. В Самаре был создан комитет по организации помощи и сбора средств. Из различных сел Среднего Поволжья поступали домотканые холсты и полотна, рубахи, тулупы, армяки, нитки, корпия. Было собрано 12 тысяч рублей, 200 пар сапог, 1500 башлыков, 200 шинелей, 216 полушубков, много продуктов. На Балканы из Самары отправился отряд добровольцев. Патриотическое желание помочь «особым образом» выразила жена гласного Самарской Думы Петра Владимировича Алабина – Варвара Васильевна. Она посоветовала мужу подарить восставшим боевое знамя, ведь пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов. Эту идею поддержали Епископ Самарский Герасим (Добросердов), губернатор Петр Алексеевич Бильбасов и депутаты городской Думы. За изготовление знамени по эскизу петербургского художника Н. Е. Симакова взялись золотошвейки самарского Иверского монастыря. Игумения Антонина и Варвара Васильевна Алабина лично принимали участие в его шитье.

Знамя, ставшее национальной святыней Болгарии, сначала оставалось в городе Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софию, и находилось там до 1946 года. Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии. Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них находится в Центральном Военном Музее СССР, другая – в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа в Самаре. В 2006 году в Княжевском Покровском монастыре было вышито знамя для Национального музея военной истории Болгарии. 11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область еще одну копию знамени, которая была изготовлена известным болгарским художником – Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю. При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.

В день кончины игумении Антонины и на следующий день заупокойную панихиду в сослужении обительских священнослужителей и почетного духовенства совершил Правящий самарский архиерей – будущий священномученик Владимир (Богоявленский). В день похорон, 5 января 1892 года, он прибыл на вынос тела Иверской настоятельницы. Преосвященный владыка совершил заупокойную Божественную литургию в устроенном матушкой теплом каменном Иверском храме и чин монашеского отпевания.

Игумения Феофания

После кончины матушки Антонины сестры выбрали монахиню Феофанию (Александру Матвеевну Немерцалову), бывшую до этого казначеей, ставшей третьей игуменией Иверского монастыря. В первый же год настоятельства игумении Феофании уготовано было серьезное испытание. Не успев оправиться от прошлогоднего голода, в 1892 году самарцы столкнулись с новой бедой: в город пришла холера. По улицам совершались крестные ходы, возносились особые прошения и моления об отвращении и пресечении праведного гнева Божия. Горожане, жившие под страхом внезапной смерти, ежедневно приносили исповедания в грехах и приобщались Святых Христовых Таин. По домам почти ежедневно носились чтимые иконы Смоленской Божией Матери из Преображенской церкви и Иерусалимской Божией Матери из Иверского монастыря. После эпидемии осиротело много детей, и по распоряжению Правящего архиерея в монастыре открыли приют для девочек-сироток. Воспитывали их в духе веры и благочестия, обучали в монастырской школе. Жили они в келиях под присмотром сестер, имевших склонность к воспитанию и наставлению юных чад. Многие девочки оказались способными к пению, и вскоре на службах в обительском хоре зазвучали новые чистые голоса.

При игумении Феофании торжественно отмечался пятидесятилетний юбилей обители. В честь этого события на месте обветшавшей деревянной Иверской церкви разрешено было воздвигнуть новый каменный храм с престолом во имя Иерусалимской Ее иконы и общей трапезной при нем. Трапезную церковь построили и освятили в 1903 году. В ее нижнем этаже размещались пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем – трапезный храм с престолами в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи, во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. По случаю того же увековечения юбилейного торжества в монастыре был открыт странноприимный дом в благоустроенном двухэтажном здании, с благоустроенным отдельным двором и надворными службами, изолированными от обители деревянной изгородью.

За годы правления игумении Феофании в обители были построены трехэтажный каменный ремесленный корпус для разного рода рукодельных мастерских, за территорией обители – три деревянных дома для монастырского причта с отдачей свободных помещений под квартиры. При ней обустроился дальний хутор с конной мельницей. На ближнем и дальнем хуторах, как правило, начинали свою монастырскую жизнь новоначальные сестры. Затем они переводились в Самару и поступали в послушание к опытным монахиням. Самарский Иверский женский монастырь отличался завидным долголетием своих насельниц. Так, инокине Еликониде при кончине в 1872 году было 90 лет, инокине Евфимии – 99 лет († 1898), инокине Евфросинии – 100 лет († 1898).

В начале ХХ века в монастыре имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений. В церковно­приходской школе обучалось сто человек, причем некоторые приходили даже с далеких окраин, поскольку их родители ценили благотворное влияние примеров монашеской жизни, которые в святой обители они видели на каждом шагу, ведь начало каждого дела сопровождалось молитвой и крестным знамением, непрестанная сосредоточенность и серьезность проявлялись при исполнении послушаний, звучали тихие, скромные и поучительные речи и ко всем было ласковое отношение.

Кроме школьниц в монастыре жили девочки, которых родители отдавали на воспитание в кельи монахинь, и сиротки, которых монастырь обувал, одевал, питал и воспитывал. Имелся странноприимный дом, в котором путешественники­богомольцы при готовом от обители отоплении, освещении, питании и уходе могли жить столько, сколько им потребуется для отдыха и для молитвы. При монастыре была своя больница. Медикаментами и советами доктора могли пользоваться не только сестры, но и учащиеся школы, и паломники, и беднейшее население города.

Монастырь славился своим прекрасным хором. Жизнь в монастыре протекала спокойно и размеренно, несмотря на то, что за полвека эта окраина Самары превратилась в центр города. Внутри ограды был сад, возле Сретенского и трапезного храмов – обширные некрополи. Монастырское кладбище состояло из семи участков и занимало значительное пространство от колокольни и корпуса, занятого церковной школой, с юга на северо-­запад, вдоль утрамбованной и шоссированной дороги. Кладбище на гористой местности устроено было уступами и ограждено деревянной изгородью с каменными столбами. Все кладбищенское пространство, свободное от могил и памятников, все свободные от жилищ и хозяйственных построек площадки, все палисадники пред корпусами представляли собой замечательные цветники.

В сентябре 1908 года игумения Феофания по решению консисторской комиссии была отправлена на покой.

Игумения Серафима

На место игумении была назначена ризничная монастыря монахиня Серафима (в миру – Анастасия Васильевна Миловидова). Игумения Серафима в течение последующих лет руководила обителью, умело сочетая духовную и хозяйственную деятельность.

В монастырских ведомостях 1916 года значилось 437 сестер от десяти до ста лет, из них: две игуменьи, две схимницы, 100 были пострижены в мантию, 187 – в иночество и 146 послушниц. В 1918 году в монастыре проживало уже 500 сестер. В основном это были крестьянские девицы Самарской губернии. За обычным выражением из монастырских ведомостей «грамоте обучалась в доме родителей» скрывалось чаще всего лишь умение читать. Но та атмосфера благочестия, которая составляла жизнь простого народа, помогала сестрам постигать премудрость духовной жизни. Нередко иверские насельницы назначались епархиальным начальством игумениями других обителей, находившихся в Самарской епархии. Бузулукский Свято-­Троицкий монастырь в разное время возглавляли игумении Дорофея и Мастридия, Большераковский монастырь – игумения София, Бугурусланский Покровский монастырь – игумении Каллиста и Ангелина.

Под началом игумении Серафимы Иверский женский монастырь г. Самара встретил драматические события 1917 года. К этому периоду монастырь достиг очень многого в своём развитии. На его территории находились четыре храма. Службы в Иверском монастыре посещали, как сами насельницы монастыря, так и жители города Самара. Кроме того, обитель славилась своими благоустроенными благотворительными учреждениями, среди которых были: больница, церковно-приходская школа, приют для девочек-сирот и странноприимный дом. Общая численность обитательниц монастыря в 1917 году превышала четыреста человек.

В 1919 году Иверский монастырь закрыли как религиозную организацию, но сестры не разъехались, а образовали швейную артель и зарегистрировали общину верующих. За годы религиозных гонений, последовавшие за октябрьским переворотом, обитель разделила судьбу многих российских монастырей. В 1919 году она была лишена своего статуса религиозного института. Из десяти жилых помещений большая часть была отдана под коммунальные квартиры для работников местных предприятий. Отдельные храмовые здания, первоначально предоставленные для совершения богослужений местной православной общине, были перепрофилированы для хозяйственных нужд, а центральный монастырский храм — Успенский собор — и его 65-метровая колокольня взорваны. Иверский женский монастырь на долгие годы прервал свою деятельность, расписание служб тех лет свидетельствовало лишь о продолжении молитвенного служения в рамках религиозной общины, тогда как сам монастырь был упразднён.

Игумения Иоанна

Возрождение святой обители началось в девяностые годы 20 века, когда по всей стране Церкви возвращалось всё, что было незаконно отнято в период лихолетья. В 1991 году была вновь организована женская община, в распоряжение которой передали помещение Трапезного храма. Жизнь первых трех сестер, положивших начало трудам по восстановлению обители, проходила в здании Трапезного храма. Здесь они молились, здесь устроили и трапезную, и келью. Ничего не было у первых насельниц – одна лишь вера в помощь Матери Божией и в молитвы своих предшественниц. Как и во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви в то время, восстановление началось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Увидев усердные труды сестер, местные жители потянулись к обители со своими дарами, а кто­то готов был и потрудиться во славу Божию. С этого времени начались активные реставрационные работы. Очень многое пришлось строить заново, воссоздавая облик по сохранившемся фотографиям и воспоминаниям старожилов города. В прежней красе стоит теперь над Волгой Иверский женский монастырь. Отзывы побывавших в нём паломников и туристов свидетельствуют о том, что труды строителей, реставраторов и просто добровольцев, пожелавших участвовать в его возрождении, не пропали даром.

В 1994 году женская община, образованная на его территории, получила официальный статус монастыря. В августе 1994 года в Самару была назначена настоятельницей монахиня Иоанна (Капитанцева). До этого она жила на Украине в древнем Свято­Покровском Красногорском монастыре города Золотоноши, где бережно хранились монашеские традиции, не нарушенные даже в годы гонений на веру. Это преемство традиции и богатый опыт духовной жизни, полученный матушкой Иоанной в общении со старцами Почаевской Лавры, были тем фундаментом, на котором стала строиться монастырская жизнь в порученной ей Иверской обители. Владыка Сергий тепло принял Игумению Иоанну и благословил на труд по возрождению монастыря, принимая деятельное участие в жизни обители.

Более двадцати пяти лет Игумения Иоанна (Капитанцева) была настоятельницей Иверского женского монастыря города Самары. При Игумении Иоанне Иверский монастырь в полном объёме наполнился духовной жизнью. Расписание ежедневно совершаемых богослужений свидетельствует о полном соответствии служб годовому циклу, установленному Уставом Русской Православной Церкви. За 26 лет усердных трудов Игумении Иоанны монастырь преобразился. Отреставрирован и расписан Иверский храм. Возведены новые здания: храм-часовня в честь святых Царственных Страстотерпцев, новые корпуса для сестер, игуменский корпус, гостиница, восстановлена точная копия 57-метровой колокольни. Благоустроена монастырская территория. В Свято-Духовом скиту в пос. Чёрновский (подворье монастыря, находящееся в 40 км от Самары), построен двухэтажный храм: верхний – в честь Святого Духа,нижний – в честь Киево-Печерских святых.

Иверский монастырь возвратился к жизни. Преобразилась его территория, обустроилась внутренняя жизнь. Сложился свой устав, постепенно накопился опыт монастырского общежития, увеличилось число сестер с 12 до 70, стали совершаться монашеские постриги. Дух благочестия вернулся в обитель. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу Самара. И после десятилетий запустения и разрухи, благодаря трудам Игумении Иоанны здесь стал ощущаться дух того уюта и благолепия, который в дореволюционные годы был присущ всем женским обителям России.

В октябре 1999 года Иверский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 5 декабря 2008). Он побывал в Иерусалимском храме, осмотрел библиотеку, комнату, где читается неусыпаемая Псалтирь. В трапезной и на кухне тепло побеседовал с сестрами, которые там трудятся. Осмотрев строящийся в то время игуменский дом, Его Святейшество отметил, что новое здание, как и звонница, гармонично вошли в архитектурный ансамбль монастыря. Святейший Патриарх, благословив насельниц обители на дальнейшие труды и молитву, отметил, что «на молитвах монашеских держится Земля». Свои впечатления о пребывании в Самаре российский Первоиерарх выразил двумя фразами: «Самарская епархия – оплот Православия России» и «Иверский монастырь – жемчужина Самарского края».

Игумения Иоанна скончалась после продолжительной болезни 22 ноября 2020 года в возрасте 80 лет, незадолго до ухода из жизни приняв постриг в Великую схиму с сохранением имени — Схиигумения Иоанна. Добрая память о матушке Иоанне навсегда сохранилась в сердцах сестер Иверской обители, в сердцах священников и благодарных прихожан, и всех, кто в земной жизни хоть раз соприкоснулся с этим удивительным человеком.

Игумения Любовь

30 августа 2023 года Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий совершил чин поставления во игумении новой настоятельницы Иверской обители в соответствии с Решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Матушка Любовь с 1998 г. по январь 2023 г. несла послушание главного бухгалтера монастыря, совмещая с послушанием секретаря обители, со 2 февраля 2023 г. являлась и.о. обязанности игумении Иверского женского монастыря г. Самары.

Игумения Любовь сегодня продолжает дело своих предшественниц, возвращая молитвенный дух в Иверскую обитель. Как и прежде в дореволюционной Самаре на сегодняшний день Иверский монастырь является духовным центром города, все древние традиции монастыря возрождаются и бережно поддерживаются, а также развиваются новые современные направления, актуальные для областной столицы.

Миссионерская деятельность монастыря, как и в прежние века, но на современный лад – заключается в проповеди Евангелия, в духовном окормлении прихожан, и, конечно же, самое главное – в молитвенной помощи. Под руководством Игумении Любови Иверский женский монастырь, как и положено городской обители, много усилий направляет на просвещение и духовное служение жителям Самары и области. Многие семьи прихожан получают в стенах обители большую духовную помощь и укрепление веры.

Сегодня при монастыре осуществляют деятельность детские воскресные школы «Иверский берег» (Иверский монастырь г. Самара) и «Свечечка» (подворье Иверского монастыря – Свято-Духов скит, пос. Черновский). Во время учебы воспитанники получают много полезных знаний, которые обогащают духовно, а также объединяют и вдохновляют их семьи и родителей. Учебный процесс в воскресных школах состоит из трёх главных направлений – преподавания Закона Божьего, изобразительного творчества и вокального пения. На занятиях дети рисуют, поют, им рассказывают о православных праздниках, об истории и жизни Церкви, обо всех её составляющих. В планах учебной программы создать детский хор.

С 2023 года при монастыре открыта женская православная гимназия, директором гимназии является настоятельница Иверской обители Игумения Любовь. Обучение девочек в Иверской женской гимназии проводится по федеральной образовательной программе. Процесс обучения объединен с православным воспитанием, преподаватели учат воспитанниц жить по заповедям Божиим и готовят их к правильному вступлению во взрослую жизнь, помогая стать духовно окрепшими женами и матерями.

Под чутким руководством матушки Любови ведётся проектирование строительства нового здания гимназии на территории монастыря, а также продолжается обустройство Свято-Духова скита- подворья Иверского монастыря в пос. Черновский.

Подробная биография, а также этапы жизни и служения Богу игумении Любови – на официальном сайте Иверской обители по ссылке: https://iverskyi.ru/o-monastyre/duhovenstvo/nastoyatelnitsa/

Киот в Иверской обители: три игумении

22 ноября 2022 года, в день памяти Схиигумении Иоанны (Капитанцевой) в Иверском монастыре установлен киот – дань памяти трём игумениям, которые покоятся в склепе Иверского храма под полом в срединном пространстве в приделе Архистратига Божия Михаила, напротив престола. На киоте изображён пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн – в честь которого была пострижена в схиму во время смертной болезни Схиигумения Иоанна — настоятельница Иверского монастыря.

Схиигумения Иоанна Капитанцева

Годы жизни: 18.03.1940 – 22.11.2020.

Годы игуменства: 1994 – 2020.

Игумения Антонина (Розалиева)

Годы жизни: 1832 – 08.09.1892.

Годы игуменства: 1874 – 1892.

Игумения Серафима (Васильева)

Годы жизни: 1823 – 08.05.1890.

Годы игуменства: 1885 – 1888.

Склеп в Иверском храме

Склеп был обнаружен в 90-е годы 20 века во время реставрации Иверского храма при Игумении Иоанне, хотя из архивных данных было известно о его существовании. На время реставрационных работ в храме останки Игумении Антонины были извлечены, помещены в новый гроб, после реставрации гроб оборудовали съёмной крышкой.

Затем в склеп были помещены останки первой Игумении Чагринского монастыря Серафимы, обнаруженных на бывшем монастырском кладбище при обретении мощей святого праведного Александра Чагринского, т.к. от Чагринского Покровского монастыря ничего не осталось, только поле. Поэтому по благословению митрополита Сергия в целях сохранности и избежания осквернения останки Игумении Серафимы были доставлены для захоронения в Иверскую обитель.

Игумении монастыря