23.04.2022

НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА

Интервью с протоиереем Максимом Кокаревым, ректором Самарской духовной семинарии

В Самарскую духовную семинарию на интервью с ее ректором отцом протоиереем Максимом Кокаревым мы приехали в канун Лазаревой Субботы, когда до Воскресения Христова оставалось совсем немного времени. Великий Пост заканчивается, надо пройти через Страстную Седмицу и достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Вот об особенностях Пасхи в наше время и начался наш разговор с отцом ректором.

— Отец Максим, отличается ли чем-то встреча Пасхи в этом году, в такое непростое, неспокойное время от предыдущих благополучных годов?

— Пасха она вне времени, это Праздник Праздников и Торжество Торжеств, ее главное содержание не меняется, ничего нет важнее Воскресшего Христа. В центре всего нашего христианского мироощущения – это величайшее чудо нашего спасения, это Первенец из мертвых, Который и проложил дорогу к нашему спасению. Господь разрушает те оковы греха, что были до него, и мы это видим даже на иконе Воскресения.

— «Смерть, где твое жало, где твоя, аде, победа»

— Да, именно. Христос, побеждающий смерть и тление. Но каждое время вносит и свои особенности, оно не может не накладывать какие-то отпечатки. Мы живем в непростое время, и вся ситуация в нашей стране очень тревожная, да и весь мир сейчас в турбулентном состоянии, в неуверенности, в нестабильности. Но мы не должны забывать, что именно в таких ситуациях проверяется наша вера и наша верность Христу. Сохранять в таких условиях веру многим становится сложнее, в тоже самое время, это как раз проверка на то, на что мы в жизни на самом деле опираемся, в такие моменты Господь нам показывает, что единственная прочная опора в этом мире это Он.  А не то, на что мы привыкли опираться в спокойные времена, на что-то материальное, чем часто все и ограничивалось, как в притче о безумном богаче…

— «Душа моя, ешь, пей, веселися…»

— Да. Вот в такие сложные моменты, как сейчас, Господь показывает нам, что единственная подлинная опора, не ложная, это Он. Потому что нам кажется, что земля уходит из-под ног, мы провисаем в какой-то ситуации, в ситуации неопределенности и нестабильности. И вот порой Господь из-под нас эту почву и убирает. Не потому, что желает нам зла, а потому, что желает нам блага, желает, чтобы мы подлинно осознали, в чем это благо.

— Чтобы мы не увязали в мирском и к горнему обратились?

— Совершенно верно. Во всем в этой жизни мы можем опираться только на Господа. Любая другая опора она нестабильна. Мы живем, мы работаем, мы создаем семьи, но при этом христианин всегда должен помнить, что как бы не было у него много в земном измерении, все это может закончится.

Еще один прекрасный пример из Писания, это Иов Многострадальный. Пример очень яркий и нужный. Человек с таким библейским стержнем, верностью Богу. Иов, человек, который имел так много и все потерял, и детей, и имущество, и телесное здравие, оказавшись на этом пепелище весь в язвах… У всех у нас есть вопросы к Богу, и тем более были они у Иова, но как бы не просили многие советчики, приходившие к нему похулить Бога, он не сделал этого.

Это не значит, что мы должны ненавидеть, то, что в мире, все дано Богом, у нас нет такого дуалистического представления, что мир плох, и нигде в Писании это не сказано, просто это состояние, которое сейчас, состояние войны, это его неправильное состояние, это то, что вошло в мир после грехопадения. И вот та знаменитая фраза Иоанна Богослова «Что мир лежит во зле»… Он же не говорит, что мир есть зло. Нет, мир Богом сотворен, и в начале Книги Бытия Бог говорит, что «все хорошо весьма». Но через отпадение духов, а потом через отпадение людей, зло в этом мире действует. Мир не зло, но он лежит во зле. И мы должны понимать, что наше упование, оно не на этот мир.  В периоды спокойствия сытой, размеренной жизни мы привыкаем к этому, нам кажется, что все так и будет.

— Теплохладными становимся…

— Конечно. И Господь нас взбадривает. Чтобы мы знали, что сегодня мир, а завтра война, сегодня достаток, а завтра нищета, сегодня здравие, а завтра болезнь. И быть верными Господу и в здравии, и в болезни, и в достатке, и в нищете, вот, наверное, самое главное. Мы христиане учимся этому всю жизнь. 

Впереди крестные дни, Страстная Седмица. Господь пронес свой крест до конца, выпил Свою Чашу. Господь за нас, вместо нас наш крест не понесет. Но мы должны помнить, что Господь рядом, и когда нам совсем тяжело он подставит Свое плечо. Мы должны об этом помнить во время Страстной Седмицы и помнить, что мы себя так не понимаем, как понимает нас Господь. У нашего народа сейчас явно не простой крест, но мы должны ощущать, что Господь вместе с нами сейчас этот крест несет, что Он подставил Свое плечо. В каждый момент, когда на нас обрушивается что-то тяжелое, мы проверяемся.

— Батюшка, как относится к Пасхальному христианству, когда люди посещают храм от силы два-три раза в год, на Пасху, Рождество, ну и на Крещение за святой водой?

— Путь человека к Богу – это тайна. Человек может быть именно таким пасхальным христианином, и это может даже длится годами. Если человек никогда не ходил в храм, а потом стал ходить один-два раза в год, то это, конечно, очень далеко от нормальной церковной жизни, это же вектор. Если человек перестал после этого ходить, то это вектор в никуда, а бывает, что человек случайно мог попасть в храм, и после этого стать православным.  Мы ни для кого двери не закрываем. Я всегда говорю будущим пастырям, что всякий раз, когда мы начинаем говорить проповедь, пусть даже в храме стоит большинство именно таких пасхальных христиан, но хотя бы один из этого множества обязательно вас услышит. Мы же не за количеством гонимся. У нас в Семинарии, в храме в честь Кирилла и Марии Радонежских, приход очень — компактный, те, что с семинарией рядом живут, и когда я вижу тех, кто пришел только освятить яйца и куличи, то всегда стараюсь что-то сказать. Да, плохого в этом ничего нет, но церковная жизнь яйцами не заканчивается, надо двигаться дальше. Вот от этой пасхальной радости – дальше.

— А всегда ли легко радоваться?

— Ваша газета монашеская, и монахи в основном очень радостные люди. А люди, у которых еще не произошла подлинная встреча со Христом, вот они радуются труднее. Как говорил Апостол Павел «Всегда радуйтесь, за все благодарите», причем это очень важно – благодарение. Источник радости – это постоянное благодарение. Человек, у которого многое есть, но он всегда хочет чего-то большего, он никогда не будет счастлив по-христиански и удовлетворен. Человек, который живет по принципу «Слава Богу за все!» — счастлив всегда. Все, что у нас есть, это не наше, даже, строго говоря, жизнь наша не наша, «Бог дал, Бог и взял», это Иов тоже сказал по поводу смерти своих детей. Все вокруг Божие, а мы только пользуемся. Принцип десятины, принцип жертвы как раз в этом и заключается, что человек говорит Богу «Господи, я помню, что все Твое!»

Нас этому всякий раз учит Литургия, вот это «Твоя от Твоих», это даже переводится как «Прими, Господи, Твои Дары от Твоих людей». Когда ты понимаешь, что ничего самому тебе не принадлежит, и даже жизнь близких тебе не принадлежит. Это наши человеческие такие хотения, чтобы близкие с нами были как можно дольше. Но вот если задуматься, что мы можем считать своими? По большому счету? И вот когда человек глубоко проникается мыслью, что все, что у него есть, это дар Божий, вот такой человек близок к радости. Не знаю, как человек может благодарить не радостно.

Подлинную радость может испытывать, наверное, только тот, кто начинает любить богослужения, потому что именно там мы и обретаем настоящую радость.

Хочется еще сказать слово сестрам Иверского монастыря, потому что от всех от нас, но особенно от монахов требуется сейчас усиленная молитва. Войны не были задуманы Господом, но люди привнесли их в мир, в первом же поколении людей один убил другого.  Но ведь самое страшное, что человек на войне может озлобиться внутренне. Это тончайшая грань, за которой человек озверевает и перестаёт быть Творением Божиим, превращаясь поистине в подобие падшего духа. Русский человек всегда отличался тем, что мог сохранить человеческое лицо на войне. Даже воюя с противником не расчеловечивать его, а видеть в нем тоже образ и подобие Божие. Мы должны сейчас молиться о том, чтобы наши воины сохранились на войне. Война, она искажает. Мы молимся, конечно, и о телесном здравии, и о скорейшем разрешении этого конфликта, но и о том, чтобы наши воины не расчеловечились. А это можно только через веру. В глобальном смысле наши молитвы должны быть о сохранности духа наших воинов. Почти все они верующие, на войне без Господа нельзя. Помогай Христос нашим ребятам поскорее вернуться живыми и с целостной, живой душой!

— Спаси Христос, отец Максим! И Вам Помощи Божией во всех Ваших многотрудных делах!

Беседовала Юлия Попова