НЕДЕЛЯ 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
15.12.2024
НЕДЕЛЯ 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В Иверском женском монастыре г. Самара прошло воскресное богослужение.
«Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Эти слова Господа мы слышали сегодня во время чтения Евангелия от Луки. Но в Священном Писании Нового Завета многократно и многообразно говорится о необходимости исполнения заповедей, как непременного условия для достижения общения с Господом, блаженства как в настоящей, так и в будущей жизни. Сегодня евангельское повествование нам говорит о том, что один знатный человек, который именуется князем, пришёл ко Господу, искушая Его, и вопрошал, что же ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную.
Господь, видя опечалившегося богатого молодого человека, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!» Люди, слышавшие эти слова Спасителя, пришли в смятение и растерянность, и спросили Господа: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу». Слова, свидетельствующие о том, что все возможно для любого искренне верующего человека, если он призовет на помощь Бога. И богатый может пройти сквозь игольные уши, если искренне от всего сердца припадет ко Господу!
Принято считать, что в этой притче не говорится, что богатый не может войти в Царство Небесное. Но в этой притче показывается путь, возможность использования своего богатства и благоденствия. Богатый надеется на свое благосостояние, в самом себе видит много сил. Но Феофан Затворник поучает нас: «Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Если отсечь это пристрастие, освободить сердце от привязанности к имению и перестать уповать на свое добро, тогда ни что не мешает войти в Царство Небесное. Напротив, богатство дает возможность благотворить. Кто на Бога уповает, тот Богом и богат. И тогда, богатея в Бога, человек своим имением может приносить пользу, то есть он может благодетельствовать, и, совершая добрые дела, может войти в Царство Небесное». Суть рассказа о богатом юноше вовсе не сводится к мысли о том, что лишь те, что откажутся от своей собственности, могут войти в вечную жизнь. Этот рассказ обращен к каждому из нас, дорогие братья и сестры, невзирая на наше благосостояние или его отсутствие.
И мы знаем немало примеров, когда люди, имеющие большое состояние, угодили Богу и спаслись. Авраам имел большое богатство, но своими душой и сердцем, верою своею был привязан к Богу несравненно сильнее, чем к своим имениям. Он готов был в любой момент отдать все ради Бога. Праведному Иову огромное богатство не мешало почитать истинного Бога. Вспомним и совсем близкого к нам по времени святого — преподобного Серафима Вырицкого. Он был очень богатым человеком, занимался торговлей. По богатству для своего времени его вполне можно сравнить с нынешними мультимиллионерами, если не с миллиардерами. Однако это не мешало ему почитать Господа нашего Иисуса Христа. Но он дошел до высшего подвига благочестия — полностью отказался от своего богатства и стал одним из величайших православных русских святых! Что отличало этих богачей от большинства других? Только то, что их сердце принадлежало Богу, а не земному богатству. Трудно ли это? Невозможней невозможного! Но они смогли, потому что любили Бога больше всего на свете!
Ни богатство само по себе не является погибельным, ни бедность — спасительной. Если бедняк будет завидовать богатому и роптать на свое бедственное материальное положение и захочет все поделить, то его участь в вечности окажется ничуть не лучше участи богача, который презирал бедных и был безразличен к Богу. И каждый из нас, бедный ли, богатый ли, должен задать себе лишь один вопрос: «Где мое сердце?» Аминь.
С праздником, братья и сестры!